Псалом 33

Предлагаемые заметки вызваны желанием не столько дать ученое толкование псалма, сколько представить опыт, как обращать в созидание духовное столь употребительные в Церкви Давидские песни, извлекая из них уроки для упорядочения своих мыслей и доброго настроения сердца и всей жизни. Избран же для сего 33–й псалом, ради того, что он не последний в числе часто слышимых в церкви.

Псалом 33

Одно же обстоятельство дает ему преимущество пред другими, именно то, что он читается всегда пред окончанием Литургии. Исходят христиане из храма, каждый на дела свои, в свой круг жизни, и вот им дается в сем псалме напутственное наставление для благонастроения души, в пособие ей для благоустроения жизни, дается как бы программа поведения на целый день и, как жизнь вся слагается из дней, — на целую жизнь.

Содержание псалма точно таково. Частым его повторением на богослужении церковном Святая Церковь хочет напечатлеть его в умах христиан, заставить их и нехотя заучить и запомнить его, чтоб укоренить в сердце и уроки его.

И точно, очень многие знают псалом сей на память; но самое сие твердое знание может иногда мешать почерпать из него всю возможную пользу духовную. Это, можно сказать, и неизбежно, когда при заучивании работает одна память, без предварительного или совместного углубления в содержание стихов. Как при сем не дается простора размышлению, то ум и сердце остаются праздными: работает одна память, затверживая порядок течения слов. Но, как заучится псалом, так он потом и употребляется.

Мысль, забитая в начале, при заучивании, не приходит уже в движение и при повторении заученного, и повторяется оно, едва ли не всегда, совсем бесследно для души. Между тем всякий псалом есть сокровище духовное, если развить содержание его. И выходит часто, что многие имеют, или мнятся имети, нечто в уме, и не имеют, — обладают сокровищем, которое, однако ж, сокрыто, хотя сокрыто в них же, на селе души их, в памяти. Почему необходимо вырыть сие сокровище, разложить пред оком ума и дать душе насладиться созерцанием его.

Это может и должен делать всякий собственным размышлением. Настоящие заметки предлагаются в пособие. Чтоб, однако ж, не охлаждала чьего усердия обратить на них должное внимание мысль, не тщетно ли ожидание научиться чему–либо из написанного, долгом считается предварить, что во всем, что читать здесь имеет кто, редко где проходит своя мысль, и то разве для связи, главное же и нужное все взято из святых Отцов: Василия Великого, Афанасия Великого, блаженного Феодорита, блаженного Августина и других церковных писателей и толкователей Псалтири: Евфимия Зигабена, Анфима, Патриарха Иерусалимского, Иринея, архиепископа Псковского (см.: издание Святого Синода).

После такого предварения никак не излишне ожидание, что за усердный труд составления заметок воздано будет усердным и внимательным чтением их и посильным приложением к своей жизни того, что будет высказано в них.

Почему тридцать третий псалом поется в конце литургии?

Почему тридцать третий псалом поется в конце литургии?

Литургия – это неизмеримая глубина и тайна жизни Святого Духа в человеке. В ней очень много символов, значений, смыслов.

И вот один из них, мне кажется, состоит в том, что на Литургии происходит диалог между Богом и человеком. Во время Евхаристического канона, когда Святой Дух претворяет хлеб, вино и воду в Тело и Кровь Христовы, можно сказать, что Господь говорит с человеком. Это применимо и к причащению верующих, что символизирует собой Воскресение Христово. Спаситель воскрес из мертвых и посредством Святой Евхаристии воскрешает от смерти греха нас.

А после причастия, когда священник заносит Чашу в алтарь, начинается другая часть Литургии, в которой человек (человечество) уже говорит с Богом. И главная тема этого разговора – благодарение Всевышнему за все те блага, которые Он нам посылает, особенно за спасение человечества от рабства греха, смерти и ада посредством Искупительного Подвига Господа нашего Иисуса Христа, в чем, собственно говоря, и состоит суть Божественной литургии. Спасение, обожение, максимально близкое соединение Бога и человека происходит именно на ней, в то время, когда человек со страхом Божиим и верою приступает к Святым Христовым Тайнам.

За что мы и благодарим Господа.

И здесь пение 33-го псалма очень уместно. Его предваряет чтение заамвонной молитвы священником, которая начинается и заканчивается благодарением Богу: «Благословляяй благословящия Тя, Господи, и освящаяй на Тя уповающия… Яко всякое даяние благо, и всяк дар совершен свыше есть, сходяй от Тебе, Отца светов; и Тебе славу, и благодарение, и поклонение возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков».

Священник начинает благодарение как ходатай и молитвенный предстатель пред Богом за людей. И далее хор уже от лица всех православных христиан мира входит в молитву священнослужителя, соединяется с ней в едином славословии-благодарении Господу.

После заамвонной молитвы хор говорит «Аминь», т. е. «истинно так», «да будет так», и далее поет трижды во славу Святой Троицы этот прекрасный гимн славословия Богу «Буди Имя Господне благословенно отныне и до века», за которым следует 33-й псалом.

Написание этого псалма имеет свою историю. В Псалтири он надписан следующим образом: «Псалом Давиду, внегда измени лице свое пред Авимелехом и отпусти его, и отыде», в русском переводе «Псалом Давида, когда он притворился безумным пред Авимелехом и был изгнан от него и удалился». Эта история рассказана в Первой книге Царств Ветхого Завета (21:10–15). Здесь Авимелех назван Анхусом, царем Гефским. Геф – это один из городов филистимлян, народа, который соседствовал с иудеями в земле обетованной. Евреи часто воевали с язычниками-филистимлянами. О разности имен Псалтири Авимелех и Первой книги Царств Анхус говорит нам святитель Василий Великий. Дело в том, что Авимелех – это не имя, а общий титул царей филистимских, подобно тому, как египетских царей называли фараонами. Филистимские же цари, кроме этого общего титула, имели еще и собственные имена, как это было в случае с Анхусом.

Теперь о том, почему святой пророк и царь Давид написал 33-й псалом в историческом смысле.

Он оказался между молотом и наковальней. С одной стороны, был гоним иудейским царем Саулом и вынужден был оказаться на территории подконтрольной филистимскому царю Анхусу, с  другой – Анхус был царем Гефа, а именно из этого города происходил Голиаф, которого Давид победил в честном бою, ставшим решающим в битве евреев и филистимлян. Битва эта закончилась победой евреев. Поэтому святой пророк знал, что Анхус захочет ему отомстить за посрамление филистимского народа и, скорее всего, его убьет. Но Давид все же вынужден был войти в Гефские земли, спасаясь от Саула. Чтобы Авимелех его не тронул, Давид притворился безумным, и Анхус отпустил святого.

После чудесного спасения Давид, усматривая в этом Промысл Божий и помощь Всевышнего, Который избавил его от рук нечестивого царя, написал дивное благодарение Господу, известное нам под названием «33-й псалом». Сейчас данный псалом, особенно на Литургии, имеет для нас пасхальное вселенское значение: Бог посредством Своего Искупительного Подвига избавил человечество от рабства диавола, греха и вечной смерти. А одним из главных Божественных способов спасения человечества является Святая Евхаристия. За что мы и не устанем благодарить Бога!

«Благословлю Господа на всякое время, выну хвала Его во устех моих», – так звучит первый стих данного псалма. Церковнославянское слово «выну» обозначает здесь «непрестанно». Непрестанно благословлю-благодарю Господа. И в этой молитве на Литургии человечество сливается с ангельским непрестанным славословием Богу. Церковь Небесная и Церковь Земная соединяются Духом Святым и любовью Бога к нам и нашей любовью к Богу. Ей мы и живы!

«Благословлю Господа на всякое время, выну хвала Его во устех моих…»

Псалом 33

Псалом Давиду, внегда измени лице свое пред Авимелехом, и отпусти его, и отъиде

Псалом Давида; когда он изменил лицо свое перед Авимелехом, и тот отпустил его, и он удалился.

1 Благословлю Господа на всякое время, выну хвала Его во устех моих.1 Буду благословлять Господа во всякое время, хвала Ему всегда на устах моих.
2 О Господе похвалится душа моя, да услышат кротцыи и возвеселятся.2 В Господе восхвалится душа моя, – да услышат кроткие и возвеселятся.
3 Возвеличите Господа со мною и вознесем имя Его вкупе.3 Возвеличьте Господа со мною и вознесём имя Его вместе.
4 Взысках Господа и услыша мя, и от всех скорбей моих избави мя.4 Я взыскал Господа, и Он услышал меня, и от всех скорбей моих избавил меня.
5 Приступите к Нему и просветитеся, и лица ваша не постыдятся.5 Придите к Нему и просветитесь, и лица ваши не постыдятся.
6 Сей нищий воззва, и Господь услыша и, и от всех скорбей eго спасе и.6 Этот нищий воззвал, и Господь услышал его, и от всех скорбей его спас его.
7 Ополчится Ангел Господень окрест боящихся Его, и избавит их.7 Ополчится Ангел Господень вокруг боящихся Его и избавит их.
8 Вкусите и видите, яко благ Господь; блажен муж, иже уповает Нань.8 Вкусите, и увидите, что благ Господь, – блажен муж, который уповает на Него.
9 Бойтеся Господа, вси святии Его, яко несть лишения боящымся Его.9 Бойтесь Господа, все святые Его, ибо нет недостатка у боящихся Его.
10 Богатии обнищаша и взалкаша, взыскающии же Господа не лишатся всякаго блага.10 Богатые обнищали и стали голодать, а ищущие Господа не потерпят нужды ни в каком благе.
11 Приидите, чада, послушайте мене, страху Господню научу вас.11 Придите, дети, послушайте меня, страху Господню научу вас.
12 Кто есть человек хотяй живот, любяй дни видети благи?12 Кто – человек, желающий жить, кто хочет увидеть добрые дни?
13 Удержи язык твой от зла, и устне твои, еже не глаголати льсти.13 Удержи язык свой от зла и уста свои от коварных речей.
14 Уклонися от зла и сотвори благо. Взыщи мира, и пожени и.14 Уклонись от зла и сотвори добро, взыщи мира и устремись к нему:
15 очи Господни на праведныя, и уши Его в молитву их.15 очи Господни – на праведных, и уши Его – к молитве их;
16 Лице же Господне на творящыя злая, еже потребити от земли память их.16 но лицо Господне – на творящих зло, чтобы истребить с земли память о них.
17 Воззваша праведнии, и Господь услыша их, и от всех скорбей их избави их.17 Воззвали праведные – и Господь услышал их, и от всех скорбей их избавил их.
18 Близ Господь сокрушенных сердцем, и смиренныя духом спасет.18 Близко Господь к сокрушённым сердцем и смиренных духом спасёт.
19 Многи скорби праведным, и от всех их избавит я Господь.19 Много скорбей у праведных – и от всех их избавит их Господь.
20 Хранит Господь вся кости их, ни едина от них сокрушится.20 Хранит Господь все кости их, ни одна из них не сокрушится.
21 Смерть грешников люта, и ненавидящии праведнаго прегрешат.21 Смерть грешников зла, и ненавидящие праведного погрешат.
22 Избавит Господь душы раб Своих, и не прегрешат вси, уповающии на Него.22 Избавит Господь души рабов Своих, и не погрешат все, уповающие на Него.
Слава:Слава:

Благословлю Господа на всякое время, выну хвала Его во устех моих. О Господе похвалится душа моя, да услышат кротцыи и возвеселятся. Возвеличите Господа со мною и вознесем имя Его вкупе. Взысках Господа и услыша мя, и от всех скорбей моих избави мя. Приступите к Нему и просветитеся, и лица ваша не постыдятся.

Сей нищий воззва, и Господь услыша и, и от всех скорбей его спасе и. Ополчится Ангел Господень окрест боящихся Его, и избавит их. Вкусите и видите, яко благ Господь; блажен муж, иже уповает Нань. Бойтеся Господа, вси святии Его, яко несть лишения боящымся Его. Богатии обнищаша и взалкаша, взыскающии же Господа не лишатся всякаго блага. Приидите, чада, послушайте мене, страху Господню научу вас. Кто есть человек хотяй живот, любяй дни видети благи?

Удержи язык твой от зла, и устне твои, еже не глаголати льсти. Уклонися от зла и сотвори благо. Взыщи мира, и пожени и. Очи Господни на праведныя, и уши Его в молитву их. Лице же Господне, на творящыя злая, еже потребити от земли память их. Воззваша праведнии, и Господь услыша их, и от всех скорбей их избави их.

Близ Господь сокрушенных сердцем, и смиренныя духом спасет. Многи скорби праведным, и от всех их избавит я Господь. Хранит Господь вся кости их, ни едина от них сокрушится. Смерть грешников люта, и ненавидящии праведнаго прегрешат. Избавит Господь душы раб Своих, и не прегрешат вси, уповающии на Него.

Весь Псалом 33 представляет собой акрост (каждый его стих начинается с буквы еврейского алфавита в их последовательности, и только одна буква, между стих 6 и 7, опущена). Однако, на последний стих 23 алфавитный порядок не распространяется, возможно потому, чтобы привлечь к нему особое внимание. В этом стихе подводится итог того, почему следует хвалить Господа: уповающих на Него Он избавляет от гибели.

Источники:

https://www.molitvoslov.com/text343.htm

https://pravlife.org/ru/content/pochemu-tridcat-tretiy-psalom-poetsya-v-konce-liturgii

http://otveti.org/tolkovanie-biblii/psaltir/33/

Айза Рутт

Эзотерикой увлекаюсь еще с подросткового возраста, тогда и обнаружила в себе некоторые способности к ясновидению. Считаю, что в мире ничего случайно не происходит, и у нас есть все инструменты, чтобы быть готовым к любым поворотам судьбы, а то и изменить ее.

Приметы и суеверия
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.

Adblock
detector