Кто такой Аид

Аид — бог Олимпа, царствующий в мире мертвых. В его владения не способны проникнуть живые души, что, впрочем, нередко опровергается теми же мифами. Первоначально Аид был зловещим божеством, даже имя которого греки боялись произносить вслух, однако со временем его образ смягчился — его стали считать владыкой подземных богатств, способным на проявления милости и щедрости к людям.

Аид

История появления персонажа

В мифологии Древней Греции Аид имеет двойное значение: это и имя бога подземного царства мертвых, и сама преисподняя, куда попадают души после смерти. Царство теней в античной традиции расположено на западе, сразу за рекой Океан. Впрочем, у Гомера можно обнаружить два места, куда на покой отправляются живые существа: человеческие тени обитают в Аиде, а низвергнутые титаны — в Тартаре.

Значение имени Аид точно неизвестно. Название его царства связывают со словом «встреча» (с предками). Другое имя бога, Плутон, происходит от латинского Pluto — «богатый». Поскольку Аид был страшным, пугающим божеством, греки избегали называть его по имени, заменяя эпитетами — Скотий («темный»), Адмет («неодолимый»), Агесилай («тот, кто водит людей»).

История и образ бога Аида

Аид как бог обладает богатой биографией и играет серьезную роль в божественной истории. Отпрыска титана (или бога земледелия) Крона и титаниды Реи отец при рождении поглотил, как и других своих детей — Зевса, Посейдона, Геру, Деметру и Гестию. Позже Аид участвовал в первой войне богов и титанов на стороне олимпийцев, а при разделе мира сел на трон Царства мертвых.

Позже Аида стали почитать как владыку подземных богатств — он даровал урожай из недр земли. Когда его наделили чертами и особенностями бога богатства и плодородия Плутоса, характеристика образа немного смягчилась.

Безжалостный, хитрый и мрачный, подземный Зевс, как называл его Гомер, насылает на людей томительное чувство безнадежности и обреченности, с помощью меча запирает души в Царстве мертвых. Еще одна способность бога — умение оживить умершего, однако он редко использует этот дар, потому считает неправильным нарушать законы жизни.

На картинках в книгах Аид нередко изображается похожим на Зевса — немолодой мужчина с роскошной бородой. Древние изображения бога отличаются пустыми, мертвыми глазами без зрачков или повернутой назад головой — символы того, что он не общается с живыми и не встречается с ними взглядом.

Оружие бога — скипетр, украшенный фигуркой трехголового пса, или двузубые вилы; еще одним его атрибутом является волшебный шлем, делающий владельца невидимым, — подарок циклопов за освобождение из подземного мира.

Аид в мифологии

Аид в мифологии

В зрелой греческой мифологии в Царство мертвых ведут несколько троп. Души заходят как минимум через три двери: у Тенарского мыса (Лакония), у итальянского озера Аверн и в Пилосе (на западе Пелопоннеса). Через реку Ахерон, отделяющую мир мертвых от преисподней, пришельцев перевозит хмурый Харон, а потом радушно встречает трехглавый пес Цербер — запускает гостей внутрь, но уже никого не выпускает.

Затем душам предстоит предстать перед Миносом, Эаком и Радамантом, которые наделены полномочиями судить поступки людей. Если тяжкие грехи не обнаружены, душа делает глоток из реки Леты, навсегда забывает прежнюю жизнь и отрешенно бродит по бескрайнему полю, где цветут асфодели. Великие грешники, совершившие тяжкие преступления, обречены терпеть мучения на берегах реки Стикс. Впрочем, мученикам дается возможность вымолить прощение у жертв и тоже поселиться на лугу с асфоделями: раз в год души всплывают на озере Ахерусия, где встречаются с теми, кого обидели.

Аид правит Царством теней вместе с супругой Персефоной. Покровительницу плодородия бог однажды похитил у ее матери Деметры и насильно взял в жены. Родительницу подкосило горе из-за расставания с любимой дочерью, да так, что земля перестала приносить плоды.

В отчаянии богиня обратилась к Зевсу с требованием вернуть Персефону, и верховный бог приказал брату исполнить просьбу. Аид согласился, но пошел на хитрость — накормил жену гранатом, поэтому той суждено было вернуться в мрачное подземное царство. С тех пор Персефона две трети года обитает на земле, а в остальное время помогает мужу править Аидом.

Описание страшного бога есть в мифе об Орфее. Музыкант и поэт в надежде найти погибшую возлюбленную Эвридику спустился в царство мертвых. Волшебной музыкой арфы мужчина сумел покорить сердце Аида, и властелин преисподней разрешил Эвридике вернуться на землю.

В сказаниях Аид взаимодействует с россыпью персонажей. В число главных обидчиков властелина Царства мертвых вошли Геракл и Тесей.

В одних мифах сказано, что Геракл ранил Аида в плечо во время сражения за город Пилос. В других — увечье бог получил, когда бесстрашный герой, сын Зевса, явился к вратам преисподней, чтобы украсть для царя Еврисфея ужасного трехглавого охранника Цербера.

Тесей же потребовал у Аида отдать Пирифою, царю лапифов, супругу Персефону. Разгневанный властелин подземного царства не показал эмоций, решив хитростью победить обидчиков: предложил Тесею и Пирифою устроиться поудобнее на троне. Когда те уселись, то крепко к нему приросли. Позже Тесея спас Геракл, а вот царь лапифов так и остался коротать век в мрачном подземелье.

Культ и символика

В греческой мифологии олимпийского периода Аид является второстепенным божеством. Он выступает как ипостась Зевса, недаром Зевс именуется Хтонием — «подземным» и «спускающимся вниз». Аиду не приносят жертв, у него нет потомства и даже жену он добыл незаконным путем. Его побеждает Геракл. Однако Аид внушает ужас своей неотвратимостью.

Например, Ахилл готов быть скорее поденщиком, чем царем среди мертвых. Поздняя античная литература (Лукиан) создала пародийно-гротескное представление об Аиде («Разговоры о царстве мертвых», имеющие истоком, видимо, комедию «Лягушки» Аристофана). Согласно Павсанию, Аида нигде не почитали, кроме Элиды, где раз в год открывался храм бога (подобно тому как люди только раз спускаются в царство мертвых), куда разрешалось входить только священнослужителям.

Во всех других случаях культ Аида соединён с культом других хтонических божеств, причём Аид является в качестве подателя благ земных, чем в смысле страшного бога смерти. Места почитания Аида локализовались обыкновенно близ глубоких пещер, расселин в земле и т.д., в которых суеверие видело «входы в подземное царство». В жертву Аиду приносился обыкновенно чёрный скот.

Аид — обладатель волшебного шлема, делающего его невидимым; этим шлемом в дальнейшем пользовались Зевс во время битвы с титанами, богиня Афина, помогая Диомеду против Ареса, чтобы не быть узнанной, и герой Персей, добывая голову Горгоны, Гермес в гигантомахии. Этот шлем был подарен Аиду циклопами (киклопами) за то, что он по приказу Зевса освободил их. Скипетр Аида изображает трёх псов.

Аид в искусстве и литературе

Аид в искусстве и литературе

Аид — действующее лицо комедии Аристофана «Лягушки», поставленную автором на Ленеях в 405 году до н.э. и получившую первую награду.

Изображения Аида сравнительно редки; большая их часть относится к позднейшему времени. Он изображается сходно с Зевсом — могучим, зрелым мужем, восседающем на троне, с двузубцем или жезлом в руке, иногда с рогом изобилия, иногда рядом с ним Персефона. У ног Аида обычно лежит кербер (цербер).

Подробное описание царства мёртвых можно прочесть у Вергилия в «Энеиде». В художественном искусстве чаще всего встречается сюжет о похищении Аидом Персефоны (или Плутоном Прозерпины).

Социальное значение мифа

Наряду с самым распространенным представлением, согласно которому подземное царство — это место пребывания умерших, души которых отделились от их земной оболочки, существует и еще одна возможность интерпретации: орфические мистерии говорили о том, что Аид присутствует и в этом мире, подобно тому как христианство исходит из того, что и Бог, и дьявол существуют помимо человеческого бытия.

Миф об Аиде-Плутоне утверждает, таким образом, что бессмертная фигура, которую христианство разделяет на Бога и черта, — это и есть сам человек. Поскольку умершие живут дальше в воспоминаниях и, даже если их не вспоминают, остаются в сокровищнице подсознания, то подземное царство можно понимать как подсознательное в самом человеке.

Тот, кто хотел осознать самого себя, должен был испить «памяти» из правого ручья Мнемозины, и избегать левого ручья Леты — «воды забвения», помеченной белыми кипарисами. Эти мифологические представления хорошо сочетаются с недавно открытыми свойствами правого и левого полушарий головного мозга — правое полушарие хранит, оказывается, картины и мифы прошлого, хотя они редко бывают востребованы.

Заклинание умерших, известное в очень многих культурах, призванное получить от них знания и власть, можно рассматривать как внутренний психологический процесс, в ходе которого субъект вызывает на поверхность забытые тени собственной истории, дает им жизнь — кровь — и разговаривает с ними, чтобы отыскать истинный образ себя самого. Поход в подземное царство есть на самом деле путешествие во времени — в прошлое. Давно забытые фигуры возникают там из резервуара памяти.

Источники:

http://24smi.org/person/2013-aid.html

http://mifologia.osipova-pr.com/soderjanie/antichnost/aid

http://knch.ru/mist/greece/0001_aid.php

Айза Рутт

Эзотерикой увлекаюсь еще с подросткового возраста, тогда и обнаружила в себе некоторые способности к ясновидению. Считаю, что в мире ничего случайно не происходит, и у нас есть все инструменты, чтобы быть готовым к любым поворотам судьбы, а то и изменить ее.

Приметы и суеверия
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.

Adblock
detector